А.Ю. Белоедов, руководитель стратегического направления «Строительство»
ООО «Рехау»,
С.И. Тихомирнов, к.т.н., НИИСФ РААСН,

Л.М. Шахнес, зам. исполнительного директора Союза Стекольных Предприятий

В планах развития на 2008 год и перспективу руководители компаний – производителей оконных и фасадных систем, стекла и стеклопакетов, фурнитуры, комплектующих изделий и материалов закладывали высокие темпы роста оконно-фасадного рынка, рассчитывая на сохранение сложившихся тенденций на основе масштабных планов жилищного и гражданского строительства. Однако реальная ситуация развивалась по другому сценарию. Кризис привел к сокращению объемов жилищного строительства во 2-й половине 2008 г. и в течение 2009 г. По данным Росстата итоговые показатели ввода жилья в 2008 г. составили 63,8 млн. м² вместо запланированных 72,5 млн. м², а в 2009 г. снизились до 59,8 млн. м². Выход на показатели 2008 года ожидается лишь в 2012 году.

Ситуация усугублялась еще и тем, что кризис по времени совпал с очередной реформой строительной отрасли – переходом с 1 января 2010 г. к саморегулированию. Деятельность строительного сообщества была связана с организацией СРО и получением компаниями свидетельств о допуске к определенному виду (или видам) работ, а не с разработкой программ развития массового жилищного строительства.

Несмотря на то, что руководители строительного комплекса по-разному оценивают причины, следствия и перспективы выхода отрасли из кризиса [6,7,8,9], в главном их мнения совпадают: экономический кризис – хороший момент для перемен, принятия принципиально новых решений, модернизации технологий и производстве на качественно другом уровне.

Вместе с тем следует отметить очевидное нежелание объективно говорить о проблемах отрасли. В качестве откровений воспринимаются такие оценки, как например:

«Самое главное изменение на рынке риелторских услуг – переориентация на покупателя. Сегодня основной потребитель недвижимости – это физическое лицо, решающее свои жилищные проблемы, семьи, которые, переезжая, улучшают условия жизни. И это максимально приблизило весь рынок к пересмотру принципов работы.» [7]

«В России изменилась структура спроса, в частности, выросла заинтересованность населения в жилье эконом-класса и малоэтажном жилье. Однако возведению небольших и дешевых зданий мешает ряд проблем и среди них – отсутствие законов об индивидуальной застройке, жилищных кооперативах, стройсберкассах.» [9]

Производство светопрозрачных конструкций (СПК), являясь «ведомой» отраслью, зависит от потребностей строительного комплекса, которые в ближайшей перспективе будут определяться эффективностью практических действий по преодолению кризиса.

В условиях кризиса производителям СПК в целях сохранения позиций на рынке рекомендуются достаточно очевидные решения: постоянный мониторинг рынка; оптимизация издержек производства; ориентация на частного заказчика; производство облегченных так называемых «объектных систем эконом-класса».

Не отрицая важности указанных рекомендаций, считаем целесообразным рассмотреть вопросы, которые предстоит консолидировано решать оконному бизнес-сообществу:

1 – пересмотр существующей нормативной базы оконно-фасадной индустрии, ее гармонизация с европейскими и международными нормами;

2 – продвижение на рынке инновационной продукции, удовлетворяющей повышенным требованиям по энергосбережению и безопасности;

3 – противодействие недобросовестной конкуренции.

1. Пересмотр и гармонизация нормативной базы оконно-фасадной индустрии

Политика в отношении применения энергосберегающих СПК в строительстве в последние годы характеризовалось непоследовательностью, которая была обусловлена следующими факторами:

Федеральный Закон от 27 декабря 2002 г. № 184–ФЗ «О техническом регулировании» не включал энергосбережение в число обязательных требований по безопасности (Статья 7);

изменение структуры управления строительной отраслью, отсутствие координации работ в области энергосбережения в строительстве и ЖКХ;

Приказ Министерства регионального развития РФ от 09.06.2006 г. № 70 «Об отмене постановления Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 02.02.1998 № 18-11 «О теплозащите строящихся зданий и сооружений» фактически отодвинул вопросы энергосбережения на 2-й план;

отсутствием экономической заинтересованности участников инвестиционно-строительного процесса в реализации мероприятий по энергосбережению при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий.

Принятые в 2009 г. Федеральные законы Российской Федерации [1,2,3] переводят требования по энергосбережению и безопасности в строительстве зданий и сооружений в число обязательных и приоритетных. Соответственно новые повышенные требования должны быть введены в национальные стандарты на оконные и балконные дверные блоки, фасадные системы и их компоненты.

1.1. Предстоит пересмотреть действующие и разработать новые национальные стандарты, которые обеспечат производство, обращение на рынке и применение СПК, которые должны удовлетворять требованиям по энергосбережению и безопасности, в том числе на оконные и дверные блоки, фасадные светопрозрачные конструкции, материалы и комплектующие изделия, стекло и стеклопакеты, методы испытаний.

Подлежат пересмотру базовые стандарты (ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия»; ГОСТ 30674-99 «Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия»; ГОСТ 24700-99 «Блоки оконные деревянные со стеклопакетами. Технические условия»; ГОСТ 24866-99 «Стеклопакеты клееные строительного назначения. Технические условия»), также должны быть разработаны новые стандарты (ГОСТ Р «Светопрозрачные ограждающие конструкции. Классификация. Термины и определения», ГОСТ Р «Фасадные светопрозрачные конструкции. Общие технические условия», ГОСТ Р «Устройства поворотные, откидные и поворотно-откидные для оконных и балконных дверных блоков противовзломные. Технические условия» и целый ряд других.

В связи с повышенными требованиями по энергосбережению в первую очередь должна быть изменена классификация изделий по показателю приведенного сопротивления теплопередаче (ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия»), введена новая система классификации по показателю энергоэффективности и классу энергоэффективности.

По оценкам экспертов вследствие того, что испытательные лаборатории используют нестандартизованное, зачастую неаттестованное оборудование, значения результатов испытаний по оценке эксплуатационных характеристик светопрозрачных конструкций в соответствии с ГОСТами, принятыми в отрасли, могут различаться друг от друга на 25% и более.

Столь высокий разброс значений результатов испытаний вызван недостатками применяемых методов испытаний и ограниченными техническими возможностями приборов и оборудования, которыми оснащены испытательные лаборатории, не позволяющими обеспечить требуемую точность результатов.

Данное положение практически обесценивает действия компаний, направленные на повышение теплофизических характеристик светопрозрачных конструкций, чем с успехом пользуются недобросовестные производители.

В связи с этим требуется пересмотреть ГОСТ 26602.1-99 Блоки оконные и дверные. Методы определения сопротивления теплопередаче, и соответственно требования к технической оснащенности испытательных лабораторий.

1.2. Гармонизация норм и правил в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства

«В качестве вектора развития на ближайшее время следует назвать необходимость гармонизации законодательства, норм и правил в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства».

(из выступления Д.А. Медведева на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, г. Липецк, 20 января 2010 г.)

В Перечень поручений по результатам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России (г. Липецк, 20 января 2010 г.) включено указание:

е) подготовить проект межправительственного соглашения «О техническом регулировании» с государствами – участниками Таможенного союза и ЕврАзЭС, а также предложения по поэтапному переходу на единую систему технического регулирования и поэтапной гармонизации национальных законодательств в области технического регулирования;

       Срок – 1 апреля 2010 г.

В процессе пересмотра действующих и разработке новых национальных стандартов необходимо предусмотреть их гармонизацию со стандартами Республики Беларусь и Республики Казахстан.

2. Продвижение на рынке инновационной продукции, удовлетворяющей повышенным требованиям по энергосбережению и безопасности

В продвижении на российском рынке современных СПК необходимо учитывать специфические особенности конкретных групп потребителей, основными среди которых являются частные и корпоративные заказчики.

2.1. Информирование различных групп населения об эффективности применения современных светопрозрачных конструкций (энергосбережение, безопасность, комфорт и экология)

В настоящее время из числа участников инвестиционно-строительного процесса в энергосбережении экономически заинтересован преимущественно конечный потребитель, который оплачивает жилищно-коммунальные услуги. Частный заказчик является основным потребителем СПК (доля индивидуального домостроения составляет 47,7%; замена окон, остекление балконов и лоджий в действующем жилом фонде превышает потребности нового строительства в оконных и балконных дверных блоках), именно на эту категорию потребителей должна быть направлена так называемая «социальная» реклама.

«Социальная» реклама эффективности применения современных СПК должна быть акцентированной, содержательной и разнообразной, включая:

– создание рекламных роликов для показа на телеканалах;

– разработку концепции и запуск специализированной программы «Энергосберегающие СПК» на телевидении.

2.2. Создание целостной системы правовой, организационно-методической и нормативно-технической документации на стадиях жизненного цикла светопрозрачных конструкций нового поколения

Корпоративный заказчик, в отличие от частного, не является конечным потребителем и экономически не заинтересован в реализации мероприятий по энергосбережению, поэтому воздействие на эту группу потребителей следует осуществлять путем законодательных мер и контроля за соблюдением в проектных решениях нормативных требований по энергосбережению, создания условий, обеспечивающих их выполнение в практике строительства.

Как показал прошлый опыт (из практики обследования возведенных зданий, экспертизы проектной документации, в том числе высотных и уникальных зданий), акцент исключительно на разработку и введение в действие стандартов не решает вопросов, связанных с грамотным проектированием и применением СПК нового поколения на строительных объектах. В последнее время получила широкое распространение практика установки на объектах различного назначения СПК по теплофизическим характеристикам не соответствующих природно-климатическим условиям конкретного региона.

В первую очередь это вызвано упрощенным подходом к остеклению зданий, сложившимся в предшествующие годы, когда проектирование остекления сводилось к выбору конструкции из типоразмерного ряда оконных блоков по ограниченному перечню исходных данных: тип здания (жилое, общественное), высота и площадь помещения.

С другой стороны упрощенный подход к остеклению зданий обусловлен неопределенным правовым статусом СПК, которые согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме не включены в состав общего имущества.

Анализ состояния правовой, организационно-методической и нормативно-технической документации на стадиях жизненного цикла СПК показывает, что существующая документация не представляет собой целостную систему, в полной мере учитывающую особенности проектирования, производства, приемки-сдачи и эксплуатации СПК (табл. 1).

 

 

Таблица 1

Состояние правовой, организационно-методической и нормативно-технической документации
на стадиях жизненного цикла светопрозрачных ограждающих конструкций нового поколения

Стадии жизненного цикла СПК

Основополагающие документы

Требования к СПК

Подтверждение соответствия (экспертиза, сертификационные испытания)

Примечание

Проектирование зданий, строений и сооружений

Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ

Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование

Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»

отсутствуют

отсутствует

Раздел «Светопрозрачные ограждающие конструкции зданий» в проектной документации отсутствует.

Финансирование работ осуществляется по остаточному принципу.

Техническое задание на проектирование СПК

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 № 14-ФЗ – Часть 2

Статья 759. Исходные данные для выполнения проектных и изыскательских работ

отсутствуют

отсутствует

Простейшая запись:
«Закрытие оконного проема – остекление по ГОСТ»

Проектирование СПК. Экспертиза проектных решений, научно-техническая оценка

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»

СНиП 23-02-2003
«Тепловая защита зданий».

СНиП, СанПиН, ТСН ГОСТ 30494-96 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях.

Папка архитектора (КBЕ, Veka, Rehau, Gealan, Proplex и др.)

Методические рекомендации по проведению экспертизы раздела «Архитектурно-строительные решения» технико-экономических обоснований, проектов, рабочих проектов на строительство жилых зданий (Главгосэкспертиза России, 28 июня 1994 г.)

СНиП «Проектирование светопрозрачных ограждающих конструкций зданий» не разработан.

Требования на проектирование СПК отсутствуют.

Производство СПК

 

ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия».

ГОСТ 30674-99 «Блоки оконные из поливинил-хлоридных профилей. Технические условия».

ГОСТ 24700-99 «Блоки оконные деревянные со стеклопакетами. Технические условия».

ГОСТ 24866-99 «Стеклопакеты клееные строительного назначения. Технические условия».

Входной контроль качества материалов и комплектующих, приемочный контроль качества производимой продукции

Выполнение требований НТД (добросовестные производители – в полном объеме)

Обращение СПК на рынке

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 года № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»

– Блоки оконные и балконные дверные деревянные, деревоалюминиевые и из алюминиевых сплавов;

– Блоки оконные и балконные дверные из полимерных материалов;

– Стеклопакеты

ГОСТ 26602.1-99 «Блоки оконные и дверные. Методы определения сопротивления теплопередаче».

ГОСТ 26602.2-99 «Блоки оконные и дверные. Методы определения воздухо- и водопроницаемости».

ГОСТ 26602.3-99 «Блоки оконные и дверные. Методы определения звукоизоляции».

ГОСТ 26602.4-99 «Блоки оконные и дверные. Методы определения общего коэффициента пропускания света».

ГОСТ 26602.5-99 «Блоки оконные и дверные. Методы определения сопротивления ветровой нагрузке».

Коммерциализация деятельности органов по сертификации, испытательных лабораторий.

Неудовлетворительная техническая оснащенность испытательных лабораторий.

Проектирование узлов примыканий

 

Рекомендации по установке энергоэффективных окон в наружных стенах вновь строящихся и реконструируемых зданий (Москомархи-тектура, 9 марта 2004 г.)

АПРОК. СТО 5772-001-47544180-2007 Узлы примыкания оконных и балконных дверных блоков к стеновым проёмам. Технические условия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка теплозащитных качеств узлов примыканий компьютерным методом на стадии их проектирования (расчет). Применение сертифицированных программных продуктов.

Монтаж СПК

 

ГОСТ 30971-2002
Швы монтажные узлов примыканий оконных блоков к стеновым проемам.

ГОСТ 52749-2007 Швы монтажные оконные с паропроницаемыми саморасширяющимися лентами. Технические условия

ТР 105-00 Технические рекомендации по монтажу оконных и дверных блоков из поливинилхлоридных профилей в наружных ограждающих конструкциях жилых и общественных зданий (Правительство Москвы. Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции города. Разработаны ГУП «НИИМосстрой»)

 

ГОСТ 30971-2002
отменен Приказом Минрегионразвития от 30.05.2006 № 64.

Сдача–приемка завершенного строительством объекта,
рассмотрение претензий по качеству

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 № 14-ФЗ - Часть 2

Статья 720. Приемка заказчиком работы, выполненной подрядчиком

Статья 753. Сдача и приемка работ

СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения»

МГСН «Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения»

(утв. постановлением Правительства Москвы от 11 июля 2000 г. № 530)

Методики исследования объектов строительно-технической экспертизы: оконных заполнений из ПВХ; квартир поврежденных заливом (пожаром); межевых границ земельных участков. Практическое пособие для экспертов и судей / М-во юстиции Рос. Федерации; Гос. учреждение Рос. федер. центр судеб. экспертизы. – М.: Гос. учреждение Рос. федер. центр судеб. экспертизы, 2007. – 221 с., 3л. ил.

Приемка СПК по количеству

 

Методика проведения строительно-технической экспертизы СПК не прошла стадию публичного обсуждения.

 

Недостаточный уровень подготовки и квалификации экспертов по СПК, их технической оснащенности.

Эксплуатация СПК:
а) гарантийный период;
б) послегарантийный период.

Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» */

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170)

 

Неопределенный правовой статус СПК.

Гарантийные обязательства, указанные в договоре,

рекомендации по уходу за СПК.

Сервисное обслуживание и ремонт СПК

 

Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (утв. приказом Госкомархи-тектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312)

Приказ Госстроя РФ от 9 декабря 1999 г. № 139 «Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда» (по состоянию на 25 сентября 2006 года)

 

Нормы технической эксплуатации на СПК нового поколения, материалы и комплектующие отсутствуют

Утилизация СПК

 

 

 

— « —

*/ 2. В состав общего имущества включаются:

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

 

 

2.3. Проектирование зданий и сооружений

Тенденции в строительстве и архитектуре (возрастание этажности зданий, площадей наружного остекления, широкое применение стеклянных конструкций внутри зданий, расширение ассортимента и увеличение размеров применяемых элементов остекления и расширение функций), применение СПК нового поколения требуют введения в состав проектной документации самостоятельного раздела «Светопрозрачные ограждающие конструкции зданий».

Целесообразно разработать раздел «Светопрозрачные ограждающие конструкции зданий» (заполнение оконных и дверных проемов, остекление балконов и лоджий, фасады) для включения в новую редакцию Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», а также новый СП «Проектирование светопрозрачных ограждающих конструкций зданий» (должны быть учтены требования к СПК, в настоящее время содержащиеся в многочисленных нормативно-технических документах).

2.4. Сдача–приемка завершенного строительством объекта

Разработка, согласование и утверждение Методических рекомендаций по оценке состояния светопрозрачных конструкций при сдаче-приемке завершенного строительством объекта, представление в Главную инспекцию государственного архитектурно-строительного надзора.

2.5. Строительно-техническая экспертиза светопрозрачных конструкций

Разработка, согласование и утверждение Методических рекомендаций по проведению строительно-технической экспертизы светопрозрачных конструкций, согласование с компетентными организациями, использование МР при подготовке экспертов по СПК, тиражирование и доведение до региональных организаций защиты прав потребителей.

2.6. Эксплуатация, сервисное обслуживание и ремонт светопрозрачных конструкций

Уточнение правового статуса светопрозрачных конструкций, разработка норм технической эксплуатации на СПК нового поколения, материалы и комплектующие, их включение в состав действующих нормативно-технических документов, регламентирующих вопросы технической эксплуатации жилых и общественных зданий.

3. Противодействие недобросовестной конкуренции

В последнее время производители окон постоянно сталкиваются со стремлением заказчика устанавливать на объектах более дешевые оконные конструкции: при соблюдении формальных требований (предъявление сертификата соответствия) выбирается поставщик, который выставляет минимальную цену. Следует отметить, что заказчик, не обладая специальными знаниями, зачастую упрощенно подходит к выбору конструкции и изготовителя окон.

Отступления сознательные от требований Задания на проектирование, технических решений проекта.

При таком подходе у недобросовестных изготовителей возникает соблазн предъявить на обычную продукцию сертификат соответствия с повышенными теплофизическими характеристиками и, не вкладывая средства в техническое перевооружение производства и освоение инновационной продукции, получить конкурентные преимущества.

Установка в зданиях различного назначения (школы, жилые здания, офисные центры, гостиницы и др.) оконных конструкций, не отвечающих региональным требованиям по теплофизическим характеристикам, стала чрезвычайно актуальной проблемой для регионов Сибири, а в последнее время и не только.

До сих пор сохраняется весьма либеральное отношение к этому негативному для рынка явлению, в качестве основной меры воздействия, как правило, следует отмена действия выданных сертификатов, не было случая, чтобы было приостановлено (или отозвано) действие свидетельства об аттестации испытательного центра (лаборатории).

«Сегодня большинство сертификационных центров – это в основном фиктивные конторы, конторы, которые имеют договоры на обслуживание с испытательными лабораториями, а эти лаборатории либо не существуют, либо их технологическая база не обновлялась с советского периода. Зачастую аккредитацией и надзором занимаются одни и те же люди, которые сидят в одних и тех же стенах. Это просто нарушение законодательства.»

(из выступления Д.А. Медведева на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, г. Липецк, 20 января 2010 г.).

В Перечень поручений по результатам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России (г. Липецк, 20 января 2010 г.) включено указание:

д) подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) в части совершенствования института ответственности за нарушения обязательных требований в области технического регулирования, направленных на создание эффективных и жестких мер воздействия в отношении недобросовестных участников рынка, прежде всего производителей, органов по сертификации, испытательных лабораторий.

       Срок – 1 апреля 2010 г.

Внесение указанных изменений в КоАП означает снижение ответственности органов исполнительной власти (Минпромторг, Ростехрегулирование, Минрегионразвития) за действия органов по сертификации и испытательных лабораторий и передачу функций надзора и контроля бизнес-сообществу.

Представляется, что более эффективными мерами по противодействию недобросовестной конкуренции, чем отслеживать ситуацию в области сертификации продукции и выявлять недобросовестные ОС и ИЛ, являются:

– Создание независимой системы добровольной сертификации «СПК–СтройСертификация»;

– Проведение комплексных испытаний светопрозрачных конструкций в специализированном (отраслевом) ИЦ на современной испытательной базе, обобщение полученных результатов, их доведение до Минрегионразвития, региональных администраций, СРО и Ростехнадзора;

– Введение маркировки энергосберегающих светопрозрачных конструкций.

Для успешной реализации предлагаемой программы работ на 2010-2012 гг. целесообразно:

1 – создание общественной организации, объединяющей участников оконно-фасадного рынка, консолидирующей экономический и творческий потенциал ведущих компаний, действующей на принципах саморегулирования в рамках Федерального закона РФ от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (предварительное наименование организацииНП «Национальное объединение участников рынка светопрозрачных конструкций»);

2 – создание экспертного совета по светопрозрачным конструкциям (из числа ведущих ученых и высококвалифицированных специалистов предприятий отрасли, научно-исследовательских и проектных институтов, ВУЗов) для рассмотрения и принятия разрабатываемых программных документов;

3 – координация деятельности с Ассоциациями, союзами и объединениями строительного комплекса России (НП «Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике» (НП «АВОК»), НО «Ассоциации «Наружные фасадные системы» – «АНФАС», Некоммерческое партнерство «Производители современной минеральной изоляции «РОСИЗОЛ» и др.).

 

Использованные источники

1. Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

2. Федеральный закон РФ от 18 июля 2009 г. № 189-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»

3. Федеральный закон РФ от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

4. Постановление Правительства Москвы от 9 июня 2009 г. № 536-ПП «О Городской программе «Энергосберегающее домостроение в городе Москве на 2010-2014 гг. и на перспективу до 2020 года»

5. К 2010 году объем рынка ПВХ-конструкций по сравнению с 2006 годом увеличится почти в три раза. О.П.Чигодайкина, коммерческий директор «О.К.Н.А. Маркетинг». Ежеквартальный журнал-каталог оконного рыка России «Окна. Двери. Фасады.», № 18, осень 2006.

6. Пора забыть о прибыли в 100%. Интервью Владимира Ресина, руководителя Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции Москвы. Газета «Ведомости», №194 (2216), 14.10.2008.

7. Продажи новостроек в Москве снизились в 10 раз. Интервью Дмитрия Кузнецова, генерального директора агентства недвижимости МИАН Татьяне Соколовой, журнал «Собственник», 02.10.2009. 

8. Строительная отрасль в период мирового кризиса: реализация инновационных программ. Итоговая пресс-конференция Ассоциации Строителей России 15.12.2009 (на вопросы журналистов отвечали президент АСР Николай Кошман, вице-президент АСР Владимир Пономарев и главный советник президента АСР Александр Герасимов).

9. Стройиндустрии нужна поддержка правительства. 14.01.2010 г., интервью президента Российского Союза строителей /РСС/ Владимира Яковлева и вице-президент РСС, президента саморегулируемой организации /СРО/ «Объединение строительных организаций среднего и малого бизнеса» Анвара Шамузафарова обозревателю ИТАР-ТАСС Константину Кижелю.

10. Quo Vadis? Куда идет Российский оконный рынок. Н.Л. Гаврилов-Кремичев. Журнал «Окна и двери», № 1-2 (136-137) 2009.

11. Время кризиса – время оптимизации. Ирина Фенске, Галина Артамохина. Журнал «Оконная и фасадная практика», № 9, декабрь 2008.

12. Кардинальные перемены на рынке ПВХ–окон. Александр Китаев–Смык, директор по развитию бизнеса и управлению проектами компании «профайн РУС». Ежеквартальный журнал–каталог «Оконное производство». Выпуск 20, август-сентябрь 2009.

13. На рынке появляются двойные стандарты качества окон. С.В. Ельников, директор по маркетингу ООО «VEKA RUS». Ежеквартальный журнал-каталог оконного рынка России «Окна. Двери. Фасады.», № 18, осень 2006.

14. Оконный рынок. Экономика должна быть экономной? Вадим Рыжов, директор по маркетингу и связям с общественностью компании WINTECH. Ежеквартальный журнал–каталог «Оконное производство». Выпуск 21, октябрь-ноябрь 2009.

15. Надо ли еще повышать теплозащиту окон? Г.А. Воробьев, начальник Архитектурно-технического отдела МНИИТЭП. Журнал «ОКОННАЯ И ФАСАДНАЯ ПРАКТИКА», № 1 (10), январь-февраль 2009.


0 Добавить комментарий  
Запрещены комментарии, содержащие нецензурные выражения и противоречащие законодательству РФ
Сколько будет 97+14:
Журнал "Оконная Индустрия" - Российский рынок светопрозрачных конструкций: программа консолидации на 2010-2012 гг.