О роли надзорных органов в деле повышения качества фасадных работ

 

Главной задачей Комитета государственного строительного надзора города Москвы

был и остается контроль за качеством строительства. Наша организация принимает участие в реализации всех городских программ и тесно взаимодействует с такими структурами города, как Москомархитектура, Мосгосэкспертиза, ОАТИ, Департамент градостроительства, Департамент природопользования, ГУ «Центр «Энлаком» и рядом других организаций, участвующих в строительном процессе. Начиная с 2005 года, возводимые объекты проверяются Мосгосстройнадзором в части соблюдения норм, обеспечивающих качество монтируемых на них систем защитно-декоративной отделки фасадов.

Следует отметить, что на сегодняшний день накоплен достаточный опыт применения

фасадных систем теплоизоляции на строящихся и реконструируемых объектах Москвы, в том числе в высотном домостроении. Вероятно, поэтому за последние 1,5–2 года количество нарушений и дефектов при производстве фасадных работ заметно уменьшилось.

В то же время, в связи с резко возросшими объемами работ по устройству НФС,

постоянно увеличивающимся разнообразием и сложностью фасадных технологий, появлением на рынке новых материалов и отсутствием достаточного опыта применения последних, на отдельных объектах надлежащее качество фасадных работ не обеспечивается.

Несколько слов о тех недостатках, с которыми специалистам отдела по надзору за применением фасадных систем чаще всего приходится сталкиваться в ходе проверок.

До сих пор в строительной практике встречаются случаи использования

теплоизоляционных систем, не прошедших процедуру подтверждения пригодности в

строительстве в установленном порядке. Конечно, сегодня материалы и конструкции, не

прошедшие оценку пригодности, применяются гораздо реже, чем года 3–4 назад. Чаще всего такие случаи встречаются при монтаже фасадных систем на объектах высотного домостроения. Но от этого никуда не денешься по одной простой причине. Ведь, как правило, при реализации проектов строительства высотных и уникальных зданий в качестве инвестора и генподрядчика выступают иностранные компании, которые используют материалы и конструкции, не прошедшие процедуру подтверждения пригодности и сертификацию в установленном порядке.

Приходится уже на этапе возведения объекта заставлять заказчика/застройщика приводить фасадную систему в соответствие требованиям нормативных документов, действующих в Российской Федерации. На сегодняшний день это МГСН 4.19-2005 «Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и зданий-комплексов в городе Москве», в которых хоть и не в полном объеме, но изложены требования, предъявляемые к объектам высотного домостроения.

В настоящее время ведется работа по дополнению МГСН, а с 1 октября 2007 года

введено в действие «Положение о технических условиях на проектирование и строительство уникальных, высотных и экспериментальных объектов капитального строительства в городе Москве», разработанное в развитие МГСН 4.19-2005. Так что в Москве нормативно-техническая база, позволяющая применять фасадные системы на высотных объектах, уже имеется. Регионы могли бы взять эти документы за основу при разработке территориальных строительных норм и, подкорректировав их с учетом региональных особенностей, применять в строительной практике.

Продолжим разговор о нарушениях. Очень часто при производстве работ по устройству

навесных фасадных систем подрядными организациями с целью снижения стоимости

конструкций и повышения скорости монтажа допускается произвольная замена элементов

системы на не сертифицированные и не разрешенные к применению материалы и

комплектующие. Так, например, в системах с видимым креплением керамогранитной

облицовки кляммеры из коррозионностойкой стали заменяются на кляммеры из черной или оцинкованной стали, которые дешевле. В алюминиевых конструкциях вместо предусмотренных проектом алюминиевых или нержавеющих заклепок для крепления используются оцинкованные стальные саморезы, поскольку их установка требует меньше времени. Крепеж (анкеры и тарельчатые дюбели) и элементы крепления (заклепки и саморезы) – это на сегодняшний день самая серьезная проблема из всех проблем, встречающихся при производстве фасадных работ. По сути, от них зависит в основном долговечность фасадных систем, их надежность и безопасность при эксплуатации. Это как раз тот случай, который проверяется временем. По-прежнему встречаются случаи замены материалов в составе фасадных систем.

Поэтому хотелось бы напомнить, что решение о замене компонентов системы НФС

должно быть согласовано с разработчиком конкретной системы в установленном порядке. Это означает, что новые материалы и комплектующие могут быть введены в состав системы только после прохождения ими процедуры оценки пригодности в ФГУ «ФЦС» и получения по результатам этой оценки разрешения к применению в данной системе.

К сожалению, в последнее время предпринимаются попытки отменить процедуру технического освидетельствования. В апреле 2008 г. приказом №36 Министерства

регионального развития Российской Федерации был утвержден новый порядок разработки

проектной документации на объекты капитального строительства, согласно которому все новые материалы и конструкции будут применяться на основе специальных технических условий (СТУ). То есть все отдается на откуп проектировщикам, уровень компетенции которых в вопросах устройства НФС вызывает обоснованные сомнения. На наш взгляд отказываться от того опыта, который накоплен в свете реализации Постановления правительства Российской Федерации №1636 от 27 декабря 1997 г. «О порядке подтверждения пригодности продукции для строительства в РФ», нельзя. Ведь Техническое свидетельство – это документ, который и по сей день является надежным барьером, препятствующим использованию в практике фасадного строительства непроверенных и не подвергшихся экспертизе материалов, изделий и конструкций.

К самым серьезным недостаткам производства фасадных работ следует отнести

нарушение порядка и последовательности этих работ. Преследуя основную цель – выполнение графика и сроков строительства объекта, строители приступают к фасадным работам при отсутствии цоколя, светопрозрачных конструкций в проемах, гидроизоляции на кровле и т.д., всего того, что необходимо выполнить до начала производства фасадных работ.

Следующее замечание – недостаточно жестко соблюдаются ограничения по области

применения НФС, определенные в технических свидетельствах на системы. Известны случаи использования на высотных объектах фасадных систем, которые для этой цели вовсе не предназначены. При этом необходимые инженерные расчеты, подтверждающие

обоснованность принятых решений, отсутствуют. Как правило, это происходит потому, что в проекте здания не указывается, какая именно навесная фасадная система должна применяться. В результате выбор системы осуществляет подрядчик или заказчик, которые не всегда должным образом разбираются в вопросах фасадной отделки, а иногда просто не могут устоять против соблазна сэкономить на фасадных работах. Последствия такой экономии всем хорошо известны, поэтому уже на стадии разработки архитектурной концепции проектная организация должна наладить взаимодействие с компанией-разработчиком фасадной системы.

На некоторых строящихся объектах рабочая документация на фасадные работы

выполнена не в полном объеме. В соответствии с положением «О проведении технической оценки рабочей документации проектов в части устройства фасадов» заказчик должен до начала монтажа предоставить этот комплект документов в городской координационный экспертно-научный центр «Энлаком». Эта организация уже более 12 лет занимается проблемами фасадного строительства в Москве и видит свою задачу в максимальной помощи и сопровождении инновационных технологий отделки фасадов на стадиях их внедрения.

Процедура технической оценки качества рабочей документации в части устройства

фасадов была введена в действие с 01.01.2004 г. Распоряжением правительства Москвы №2009-РП. Главная цель этой работы – еще на стадии, предшествующей производству монтажных работ, исключить или свести к минимуму риск возникновения ошибок, а также обеспечить возможность выполнения функций управления качеством монтажа ФС и осуществления текущего надзора.

К сожалению, в регионах организации аналогичной Центру «Энлаком» нет. Что им

можно посоветовать? Представители региональных комитетов строительного надзора должны выйти с инициативой к руководству края, которое подготовит соответствующий документ, распоряжение или постановление правительства региона, согласно которому на ту или иную государственную организацию будут возложены обязанности по осуществлению экспертизы рабочей документации в части устройства фасадов. Московский Центр «Энлаком» как раз и был создан во исполнение постановления столичного мэра Ю.М. Лужкова, вышедшего в 1996 году.

Однако даже при наличии качественно выполненного рабочего проекта далеко не всегда

можно получить качественный фасад. В немалой степени качество и срок службы фасада

зависят от уровня квалификации монтажников. В связи с возросшими объемами фасадных

работ резко обозначился дефицит квалифицированных инженерно-технических специалистов, осуществляющих проектирование, контроль качества фасадных работ и их приемку, и самое главное – отсутствие достаточного количества обученных рабочих, имеющих опыт выполнения монтажа фасадных конструкций. На ряде проверенных объектов строительства были выявлены случаи выполнения монтажных работ с отступлением от требований нормативно-технической и проектной документации (ошибки или откровенный брак, использование поврежденных деталей и конструкций, несоблюдение регламента, нарушение последовательности монтажных операций), отмечен низкий уровень исполнительной документации, не осуществляются операционный контроль, авторский и технический надзоры.

Чтобы исключить некачественный монтаж необходимо уже на этапе конструкторской

разработки элементов НФС предусматривать такие технические решения, которые исключали бы ошибки монтажа и обеспечивали качественное выполнение строительных работ.

При монтаже системы на объекте мастером должен осуществляться первичный контроль

качества монтажа, затем работу должен принимать специалист по контролю качества. На

каждом строящемся объекте подрядчик должен вести журнал производства работ и оформлять акты на скрытые работы, что на многих объектах почему-то игнорируется.

Строительно-монтажных фирм, уделяющих должное внимание вопросам организации

системы внутреннего контроля, чрезвычайно мало. В качестве примера можно привести СУ 155, в котором имеется собственный Департамент службы качества. Специалисты фасадного отдела этого структурного подразделения не только осуществляют входной контроль качества поставляемых на объект строительных материалов и конструкций, но и следят за качеством монтажа. Вот это правильный подход.

Однако содержать технически оснащенные службы контроля качества, соответствующие

современным требованиям, могут только крупные строительные фирмы, такие как Крост,

Мосстроймеханизация-5, Элгад. У большинства генподрядных организаций такой возможности нет. А поскольку к выполнению фасадных работ очень часто привлекаются

компании, имеющие неподготовленных рабочих и слабо обученный инженерно-технический персонал, монтаж систем производится с нарушениями технологии и потому ни о каком качестве готового фасада не может быть и речи.

После того, как Мосгосстройнадзор и ГУ «Центр «Энлаком» ужесточили контроль над

проведением фасадных работ в Москве ситуация достаточно быстро стала меняться. Но в

регионах очень часто монтируют, что попало, не задумываясь при этом о последствиях.

Однако и в столичном фасадостроении далеко не все решено. Например, отсутствуют

требования пожарных органов, определяющие область применения и порядок подтверждения пригодности навесных светопрозрачных конструкций. До настоящего времени не разработана методика проведения натурных огневых испытаний фасадных светопрозрачных конструкций в части определения класса конструктивной пожарной опасности изделия в целом. Сегодня подвергают испытаниям лишь небольшие фрагменты фасада, а так чтобы смонтировать весь светопрозрачный блок высотой на 1–3 этажа и посмотреть, как ведет себя фасадная конструкция при воздействии пожарных нагрузок, приближенных к реальным, этого нет.

Отсутствует единая методика оценки коррозионной стойкости систем в зависимости от

условий эксплуатации. Мало изучены процессы, происходящие в воздушном зазоре. Нет

ясности в определении критериев оценки долговечности минераловатных плит, применяемых в составе навесных фасадных систем. До сих пор открытыми остаются многие вопросы. Чем быстрее нам удастся на них ответить, тем меньше будет возникать проблем при проектировании, монтаже и эксплуатации фасадов.

 

А.Ю. Калинин,

главный инженер ГУ «Центр «Энлаком»


0 Добавить комментарий  
Запрещены комментарии, содержащие нецензурные выражения и противоречащие законодательству РФ
Сколько будет 97+14:
Журнал "Оконная Индустрия" - Теоретические и практические вопросы проектирования, строительства и контроля монтажа навесных фасадных систем с воздушным зазором